• Автор: Алена Штокмане
  • Фото: Фото автора

Итак, Иран… Древняя Персия давно была в планах, и вот наконец мечта осуществилась. Каким мы с мужем увидели его за две недели путешествия?

Немножко практики: визы, хостел, тур

Визы получили без проблем в Лондоне, в посольстве Ирана. Можно было ехать дикарями и ориентироваться на месте, но у нас было ограничено время (всего две недели), а хотелось посмотреть все по максимуму. Я составила насыщенную программу, по два дня в каждом городе. Нашла в интернете приличный хостел в центре Тегерана, оказывается, это очень популярный вида размещения в Иране, отправила запрос по е-мейлу и получила хорошее предложение.

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Очень милая сотрудница хостела предложила нам заказать у них тур по Ирану, оказалось, хозяин хостела имеет свое туристическое агентство. Я отправила список мест и достопримечательностей, которые мы хотели бы посетить и агентство прислало нам расценки. Получилось очень по-божески, и мы решили не заморачиваться и купить все в одном месте. Конечно, если бы располагали большим количеством времени, я бы предпочла решить на месте, когда и куда ехать. Мы там встретили достаточно народу, которые именно так и путешествуют, но они проводят в Иране месяцы...

Страна однозначно стоит того, чтобы провести там пару месяцев, большинство европейских туристов берут длительный отпуск или увольняются и путешествуют по всей стране. Как правило, это молодые люди, поэтому в Иране много отличных хостелов. Другая категория туристов – это зажиточные пенсионеры, я с удивлением наблюдала группу французов, половина с палочками, которые бодро вышагивали по Персеполю на жаре.

Цветы везде и арбузы в фонтане

Мы прилетели в Тегеран в 7 утра. Я знала, что все женщины, включая туристов, должны покрывать голову и взяла с собой пару платков. Как только открылись двери самолета и нас пригласили на выход, все женщины надели платки или шарфы. (Надо сказать, иранки прекрасно дополняют свой образ этим аксессуаром.) Мы прошли паспортный контроль, получили багаж и вышли в зал прилетов. Что сразу бросилось в глаза – почти все встречающие были с цветами! И не просто с цветами, а с букетами, прекрасными цветочными композициями. Мне сразу вспомнилось, что у нас в Рижском аэропорту когда-то был цветочный магазинчик у зала прилетов и многие встречающие тоже были с цветами. Но, увы…

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Нас встретил водитель (без цветов) и отвез в хостел. У нас был отдельный номер со всеми удобствами (хотя в этом хостеле имелись и традиционные номера с несколькими двухэтажными кроватями). Мы были просто очарованы: старый традиционный персидский дом с внутренним двориком, в центре которого фонтан в цветах, а в прохладной воде плавают арбузы! Это их так охлаждают, мы потом во многих ресторанах видели арбузы в фонтанах. Обстановка совершенно домашняя, все сотрудники — члены одной семьи, очень радушные. Пригласили нас на обед, который не входил в стоимость, и не взяли денег. С нами обедала пара из Дании, они на тот момент уже были в Иране три недели и не переставали восхищаться всем увиденным.

Первое знакомство: барахолка, рынок и мечеть

Первый день мы провели, самостоятельно гуляя по Тегерану. Сходили на главную городскую барахолку, вот где колорит! На одном прилавке бюст Ленина, фигурка Будды, индийский Шива и китайский дракон. Базар Тегерана — еще одна достопримечательность: монументальное старинное сооружение, огромный лабиринт из целых улиц, переулков, закоулков. Чего там только нет! Но, увы, мы туда попали только к закрытию. Также заглянули в одну из центральных мечетей, там их очень много, одна другой красивее.

Приключение началось. Кашан

На следующий день рано утром за нами приехала гид с водителем и наше приключение началось! Поскольку программу я составила очень плотную, у нас совсем не было свободного времени, мы рано вставали и поздно ложились. Но оно того стоило! И все равно мы увидели небольшую часть всех тех красот и чудес, которые может предложить Иран. У меня такое чувство, как будто передо мной открылась дверь в пещеру Алладина, я заглянула одним глазком, аж дух захватило, и раз — дверь захлопнулась!

Первым пунктом нашего маршрута был Кашан – гробница шаха Аббаса, сад Фин. Персидские сады – это отдельная тема! Продуманная планировка, ухоженная территория, многообразие цветов и кустарников, фонтаны и пруды, красота неописуемая, глаз радуется. Там же зашли в небольшой магазинчик, где производят и продают продукцию из роз: розовую воду, духи, косметические средства, сушеные лепестки роз (добавляю их в чай и кофе — восхитительный вкус).

Следующая остановка в Кашане — вилла Боруджерди зажиточного иранца, построена в середине 19 века. Парадная часть дома открыта для посещений, в закрытой части до сих пор живут потомки первого владельца. Потрясающие фрески, филигранная резьба и барельефы, во внутреннем дворике небольшой фонтан и растут гранаты. Так и кажется, что сейчас из-за колонны появится красавица Будур! Столько фотографий я не делала ни в одной поездке, хотелось запечатлеть буквально каждую фреску, каждую вазочку, каждое витражное окно, мозаику – настолько все красиво и уникально, ни один узор не повторяется. Эти архитектурные красоты будут нас сопровождать на всем маршруте!

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Гид обратила наше внимание на вход в усадьбу: створчатая резная дверь и на каждой створке дверной молоток разной формы. Оказывается, они издают разные звуки, один для женщин, другой для мужчин, чтобы все в доме знали, какого пола гость, и женщины могли успеть покрыть голову перед чужим мужчиной.

Исфахан. Мосты, площадь и пластырь на носу

Дальше едем в Исфахан, один из древнейших городов мира, в котором расположены несколько объектов наследия ЮНЕСКО. Вечером мы отправились на арочный мост Хаджу, один из старейших каменных мостов в Исфахане. Это популярное место отдыха горожан, там выступают уличные музыканты, есть кафе, под арками тренируются певцы — потрясающая акустика! Мы тоже попели немножко.

Еще один старинный мост Си-о-се-поль, или в переводе «тридцать три моста», построен в 1602 году и имеет 33 арки. Все мосты очень красиво подсвечиваются. Оказывается, в Исфахане находится вторая по величине, после Пекинской, площадь в мире – площадь Имама, или Накш-э Джахан. Она является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Забегая вперед, скажу, что всего в Иране находятся 22 таких объекта, мы посетили 7.) В центре площади — водоемы с фонтаном, вокруг лужайки с клумбами, по периметру старейший и богатейший восточный базар, несколько исторически значимых мечетей и дворец. Мы заглянули во все мечети и посетили дворец Али-Капу, больше всего мне понравился музыкальный зал — место, где проходили концерты. Там отличная акустика и очень красивое оформление, стены и потолок украшены рельефными изображениями музыкальных инструментов. На площади много семей с детьми, сидят на траве, играют, смеются, устраивают пикники. Очень приятная, расслабленная атмосфера, мы с удовольствием сидели и наблюдали за местными (очень мало туристов).

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Обратили внимание , что в Иране очень популярна пластика носа, многие — и девушки, и парни — ходят с пластырями на носу. Все очень приветливы, я много где была, но настолько гостеприимных и приветливых местных жителей нигде не встречала. К нам несколько раз подходили и спрашивали, как нам нравится их страна, откуда мы и могут ли они нам чем-то помочь. Молодежь запросто подходит и начинает разговор, они стараются практиковаться в английском, эта одна из немногих возможностей, ведь в стране есть значительные ограничения на доступ к интернету и англоязычному телевидению. Сначала мы пообщались с девушкой- студенткой, потом к нам подошла компания, тоже студенты, они пригласили нас в потрясающее кафе — чайхану, где-то на задворках площади, в лабиринте базара, сами мы не нашли бы.

Потрясающее место, выглядит как лавка старьевщика, увешанное и уставленное лампами Алладина и другим антиквариатом, настолько популярное, что клиент может провести здесь только один час! Через час вас вежливо попросят освободить столик для других желающих насладиться атмосферой старины. Здесь можно покурить кальян и попробовать традиционный чай, молочные коктейли и иранский напиток из йогурта (соленый, на любителя). У пригласивших нас ребят хороший английский, они очень доброжелательны и любознательны, интересные собеседники. Одна девушка была с пластикой носа, и мы всей компанией обсуждали ее фотографии до и после, она, красавица, хотела знать наше мнение. Вообще, очень много красивых лиц вокруг: и женских, и мужских. Мы провели с ребятами весь вечер, они нас проводили до отеля, и мы обменялись номерами телефонов. Все пятеро приглашали к себе домой, но нам пришлось отказаться из-за плотного графика нашей поездки. Мы с ними регулярно общаемся и надеемся в следующий раз обязательно воспользоваться приглашением.

В Исфахане нам, как и везде, не хватило времени насладиться всеми красотами города, когда-то бывшего столицей Персии. Потрясающей красоты мечети, всех оттенков голубого цвета с зелеными, желтыми, розовыми вкраплениями. Множество дворцов, самый красивый, по-моему, Чехель Сотун. Вокруг прекрасный парк с водоемом, в котором отражаются колонны дворца. Внутри потрясающее убранство — зеркальная мозаика, фрески с изображением исторических событий, даже есть изображения на эротическую тему, чего мы совсем не ожидали увидеть в такой закрытой и религиозной стране, как Иран. Посетили армянский квартал с потрясающим Ванкским собором. Шах Аббас в 17 веке после войны с турками насильно переселил множество армян из восточной Армении в Исфахан, район Нор-Джуга. Они и построили собор, внутри весь покрытый прекрасными фресками, первые открыли типографию в Иране и занялись книгопечатанием.

После осмотра собора мы отправились в музыкальный музей, честно сказать, достаточно неохотно. Я еще подумала: «Ну что там может быть интересного?» А на самом деле получила массу удовольствия! Сначала нас провели по нескольким залам и показали массу неизвестных нам музыкальных инструментов, а затем мы прослушали небольшой концерт национальной музыки в исполнении студентов музыкального училища. Концерт очень понравился. По дороге в музей наша гид завела в лавочку, где пекут традиционные лепешки «барбари», и мы купили одну свежую, с пылу, с жару. Очень вкусно, даже ничем намазывать не надо.

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Немного о размещении: мы жили в 3-звездочном отеле, очень чисто, везде зеркала, хрусталь, золото, национальные мотивы — все, как я люблю! Кому-то покажется слишком блестяще и может быть, дешево выглядит, но мне очень понравилось. Внимательный персонал, прекрасная кухня, у мужа, правда, были сложности — он вегетарианец и выбор блюд для него достаточно ограничен. Уезжали с сожалением и горячим желанием вернуться и провести в Исфахане дней пять как минимум.

Язд. Город зороастрийцев

Следующая остановка в Язде, в центре Ирана, практически в пустыне. Это один из старейших городов в мире, центр религии зороастрийцев, которые поклоняются огню. В главном зороастрийском храме горит огонь, который не гаснет больше 1000 лет! Его тщательно оберегают: он находится в бронзовой чаше за стеклом. Доступ к огню только для зороастрийцев, туристы могут посетить музей, а еще, прямо напротив храма есть небольшое кафе, в котором все стены исписаны путешественниками со всего мира. Очень много посланий на разных языках. Хозяин дал мне фломастер, и я тоже написала приветствие на латышском — первое!

Язд — просто находка для любителей старины, весь старый город внесен в список наследия ЮНЕСКО. Узенькие улочки-лабиринты, обмазанные глиной дома, кованые ворота, изящные мечети. Красивый сад Доулетабад с бывшей резиденцией губернатора и самой высокой ветровой башней в Иране. Ветровые башни — это восточный вариант кондиционера, они ловят ветер и задерживают его для охлаждения помещений.

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Вечером мы поехали посмотреть башни молчания — это кладбище зороастрийцев. Буквально до 60-х годов прошлого века зороастрийцы не хоронили своих покойников, а поднимали их наверх башни молчания и оставляли там на растерзание грифам и последующее сжигание всех останков солнцем. Зороастрийцы считали, что предание тела земле оскверняет ее. Сейчас башни посещают только туристы. Сверху открывается потрясающий вид на город и очень красивый закат.

Нам очень понравился отель в Язде — старинный традиционный дом с внутренним двориком, весь в зелени, с фонтаном. Снаружи узкая улочка, глиняные глухие стены, а заходишь внутрь — простор, зелень, покой — просто райское место! В Язде были только одну ночь, не все посмотрели, поэтому отметили себе на следующую поездку, как и Исфахан.

Шираз. Магия света и толпы китайцев

Утром опять на автобус — и в Шираз. Автобусы на всем пути достаточно комфортабельные, билеты стоят всего ничего, даже не запомнила стоимость, не больше 5 евро. Дороги не очень хорошие, но нам не привыкать. За окном всю дорогу заросли гранатов, а за ними горы. Мы были не в сезон и свежих гранатов не попробовали. (На заметку: лучше ехать на пару недель позже, в начале октября.) На дороге много старых советских машин: жигули, ГАЗы. И очень много французских, похоже, у Ирана с Францией более теплые отношения, чем с остальным миром.

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Мы приехали в Шираз после обеда, было много запланировано на день и вечер, а гида нигде нет. Поскольку в Иране не работают международные операторы связи, необходимо сразу покупать местную сим-карту, особенно если нужно связаться с гидом или отелем. У нас не получилось купить симку в Тегеране в первый день приезда, так как была пятница, и как в любой мусульманской стране, почти все было закрыто. Мы решили, что успеем, и очень ошиблись. Мой совет — покупать симку сразу по прилету в аэропорту, лучше потратить время сразу, чем потом мыкаться и просить позвонить у кого-либо на улице.

И вот я бегаю по автобусной станции в поисках возможности позвонить, меня никто не понимает, но все мило улыбаются. И вдруг ко мне подходит молодая девушка и называет мое имя. Оказывается, это наш гид, причем девушку совсем не беспокоит, что она опоздала минут на 20 и что мы встретились совершенно случайно. Хотя у нее не было проблем нас вычислить — мы были единственные иностранцы на станции. Это тоже иранская особенность — никто никуда не спешит. Наши гиды постоянно опаздывали и ни разу не извинились, только первая девушка в Исфахане всегда приходила вовремя, а в конце поездки уже называла меня сестрой. При всем этом на них невозможно сердиться, они очень доброжелательны, гостеприимны и готовы на все, чтобы угодить туристам. Ни разу ни один гид не сказал нам: «Мое время закончилось, теперь гуляйте сами». Все спрашивали, что еще мы хотим увидеть, где хотим поужинать, и если это предполагало больше времени, чем указано в нашей программе, они без проблем возились с нами, не упоминая о дополнительной оплате.

Итак, наконец встретив нашего следующего гида, мы отправились в отель в Ширазе. Я уже начала переживать, что мы не все успеем посмотреть по программе. И оказалась права, к сожалению... Мы не успели побывать в саду Эрам, заскочили туда только вечером перед закрытием, когда вся красота и великолепие персидского сада была не видна в сумерках. Так что еще одна галочка для новой поездки.

Самая главная достопримечательность в Ширазе, которую мы хотели посмотреть, — мечеть Насир оль-Мольк. Туда надо отправляться на рассвете, около 7 утра. Лучи утреннего солнца проходят через разноцветные витражи и падают на цветные ковры на полу и фрески на стенах. Такое буйство цвета и света, неповторимо! Вот тут куча китайцев, толкаются, фоткают на все возможные гаджеты, тут же звонят в Китай по скайпу и показывают родным. Полный хаос! Нам пришлось забыть о приличиях и поработать локтями, чтобы рассмотреть игру света и цвета и сделать пару фоток на память. Это одно из самых сильных впечатлений во всей поездке.

Шираз известен тем, что здесь всю жизнь прожил и похоронен самый известный персидский поэт Хафиз, которого почитают и сегодня, и каждый уважающий себя иранец имеет томик его стихов. В его поэзии есть ответы на все жизненные вопросы, иранцы говорят: «Не знаешь, как поступить, открой томик Хафиза и найдешь ответ». У его мавзолея всегда много народа, есть сувенирная лавка с его произведениями на многих языках, но не на русском. Пришлось по возвращении домой в интернете заказывать.

Прекрасная мечеть и мавзолей Шах-Черах, гробница двух братьев Имама Резы, одного из потомков пророка Мухаммеда. Поражает воображение зеркальная разноцветная мозаика, которой отделаны внутренние стены и потолки усыпальницы и просторные залы мечети. А какие там хрустальные люстры!

Персеполь. По следам Александра Македонского

На следующее утро мы отправились в Персеполь — древнюю столицу персидской империи Ахеменидов, захваченную и разрушенную Александром Македонским. Это тоже объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отлично сохранившиеся рельефы на стенах, изображающие персов, несущих дары царю Дарию I — истинное произведение искусства/ Совершенно филигранная работа, благородные лица, до мельчайших деталей вырисованы различные подношения, животные, стройные кипарисы, а ведь Персеполь построен примерно в 6 веке до нашей эры! Опять полный восторг, единственный минус — очень жарко.

Остров Кешм. Купание в одежде и фантастический геопарк

После Персеполя наш путь лежал в аэропорт Шираза, откуда мы вылетали на остров Кешм. Современные авиалайнеры, отличное обслуживание, приветливые стюардессы – и через полтора часа мы приземлились в Кешме. Только вышли из самолета, сразу почувствовали высокую влажность. Персидский залив!

Нас разместили в апартаментах с потрясающим видом на море, и я не могла дождаться, когда же наконец можно будет искупаться. А вот с этим оказались проблемы. У иранцев не принято купаться в море, а туристов там очень мало. В итоге мне пришлось лезть в воду во всем одеянии, включая платок, но в итоге я познакомилась с местными, и они, как могли, развлекали меня разговорами и нырянием за ракушками.

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

Остров Кешм мы выбрали потому, что там находится глобальный геопарк ЮНЕСКО. Это полный восторг! Мягкая порода разъедается эрозией, постоянными ветрами с частицами соли и в результате получаются фантастические, космические ландшафты. Это место так и называется — Долина Звезд. Мы бродили по узким каньонам, плавали на лодке в мангровый зарослях, дикие верблюды заглядывали к нам в машину.

Завершающий аккорд Персидского путешествия

Перелет в Тегеран и последняя экскурсия во дворец Голестан и Национальную сокровищницу. Дворец умопомрачительный, не поддается описанию, все эпитеты в превосходной степени не смогут передать наших впечатлений. Это торжество искусства в самом высоком его проявлении. Зеркальные разноцветные мозаики (снова!), потрясающие люстры (опять!), картины, выгравированные на больших морских ракушках, мраморный трон, украшенный филигранной резьбой, и многое другое.

Иран. Путешествие мечты и ломка стереотипов

И вот наконец Сокровищница — завершающий аккорд нашего Персидского путешествия. Словами увиденное не описать, одни восклицательные знаки! Кто был в Алмазном фонде в Кремле — это небольшая часть того великолепия, которое ожидает в сокровищнице. Каждый предмет — потрясающее произведение ювелирного искусства. Такого обилия драгоценных камней, различных предметов, сделанных из них, я еще никогда не видела. Там даже есть глобус, инкрустированный драгоценными камнями!

Наше путешествие было замечательным, и мы обязательно вернемся в Иран для продолжения знакомства с этой прекрасной страной!